М Е Н Ю

 главная
 об авторе
 авторская школа
 статья 1
 статья 2
 фотоальбом
 для заочников
 форум
 кладезь мудрости
 написать письмо

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

С Т А Т Ь И   И   П У Б Л И К А Ц И И

    Издательством "АФИНА" (Санкт-Петербург) в 2007 году выпущена в свет первая книга "ИГРА С ТЕНЬЮ. СИСТЕМА ШАМАНСКИХ ПРАКТИК СУОРУНА". Книгу можно приобрести в интернете на сайте издательского дома "Невский проспект" и издательств "Афина" и "Вектор". Предлагаю вашему вниманию одну из глав этой книги.

    «В юрте, где должно было происходить камлание, он разделся и надел меховую накидку, с огромным количеством навешанных на нём всяких железных побрякушек, цветных ленточек и деревянных фигурок. Одевшись, он взял свой волшебный бубен и сел с ним посреди юрты лицом к юго-западу и начал с медленного ритмичного пения. Шаман вёл это пение, а члены племени, образовав круг, пили какое-то варево, приготовленное шаманом, и, по мере того, как они поглощали напиток, ритм бубна становился всё быстрее. Затем он внезапно вскочил и, громко крича, стал бросаться во все стороны с закрытыми глазами. При этом было абсолютно не понятно, как он, выполняя такие хаотические движения с закрытыми глазами, ни разу ничего не сбил и никого не зацепил. Длинные чёрные волосы, сильно растрепавшиеся от частых поворотов головы, придавали ему ужасный вид. Картину дополняла его огромная тень, повторяющая все его немыслимые выверты и мечущаяся по стенам и куполу юрты. Это продолжалось в течение получаса с такими жестами и выворачиванием членов, что боязливый человек не смог бы этого выдержать. Внезапно создалось впечатление, что тень шамана, отражающая его движения, вдруг зажила собственной жизнью. Крепко смежив веки и вновь открыв глаза, я уставился на тень шамана и понял, что мне отнюдь не показалось. Тень с каждой секундой всё больше проявляла самостоятельности в движениях и если вначале эта самодеятельность проявлялась лишь при окончании отдельных движений, то сейчас уже тень начинала выписывать некоторые движения самостоятельно. Через пару минут у шамана и тени общим был только контакт ног, но вот и ноги поочерёдно стали проявлять индивидуализм, закончившийся полным разрывом отношений с «хозяином». Было удивительно, что никто из присутствующих ничего не замечает. Тем временем, тень, видимо ощутив полную независимость, медленно стала смещаться к выходу и, юркнув за полог, растворилась в ночи».

    Мы привыкли жить, воспринимая многие вещи, как само собой разумеющиеся. Но иногда в жизнь человека могут ворваться события, переворачивающие его привычное мировоззрение. И в такой ситуации поведение людей часто непредсказуемо. Мне приходилось наблюдать милиционера, который, столкнувшись с полтергейстом, вытянул пистолет и выстрелами в воздух пытался остановить «творящееся безобразие». Весь вид правоохранителя демонстрировал беспомощность и непонимание. Выстрелы ему не помогли и после того, как из ниоткуда на него вылилось полноценное ведро воды, он ретировался.

    Древняя Мудрость утверждает «не верь глазам своим», подразумевая, что видимый человеческим глазом мир неистинный, то есть не соответствующий Реальности. В обыденной жизни человек настолько привык доверять своим глазам, что, даже сталкиваясь с оптическим обманом, все равно продолжает доверять своим глазам. Иллюстрацией может служить пример оазиса в пустыне и измученный жаждой путник, из последних сил пробирающийся к тому, чего не существует. Несмотря ни на что, мы привыкли доверять своим глазам, стремимся «один раз увидеть, чем сто раз услышать» и всё проверяем «на глазок». Глаза поставляют человеку до 90 % информации, забивая все другие каналы восприятия.

    Мой наставник запрещал мне пользоваться обычным зрением во время обучения, заставляя завязывать глаза повязкой, и с пренебрежением называя человеческие глаза «спекулятивным органом восприятия». Он считал, что глаза привязывают человека к материальному миру и совершенно не годятся для восприятия Реального Мира.

    Мы каждый день наблюдаем тени, отбрасываемые окружающими нас объектами и свою собственную. Но мало кто задумывался о том, какую роль играет и какое значение несёт тень. Человек отбрасывает тень – это непреложный факт, с которым приходится считаться. Тот, у кого тени нет, вызывает у людей нездоровый интерес, ибо повсеместно в народных поверьях это является верным признаком нечистой силы. Да, и просто попробуйте вообразить кого-либо, например, своего лучшего друга, вдруг пришедшего к вам в гости и совершенно не отбрасывающего тени… Какова будет ваша реакция? А как он сам отнесётся к тому, что его тени больше нет? А задумывался ли кто-нибудь, что собой представляет тень? Является ли тень полноправной частью человека, как, скажем, его рука или нога? Если является, то исчезает ли она, как часть человека, когда наступает темнота, или продолжает своё незаметное существование? А если не является такой полноправной частью, то может ли человек без неё вполне обходиться в жизни? Вы себя можете представить абсолютно без тени?

    Оставим ответы на эти вопросы на совести читателя. Цель этой книги заключается в практике, а не в теории. Хотя совсем без теории обойтись, всё же, не удастся. Ведь современного человека интересует, прежде всего, зачем ему стоит делать то или иное действие и какой результат это принесёт. Поэтому, так или иначе, а серьёзному читателю всё же придётся отвечать для самого себя на некоторые вопросы, и моя задача, как добросовестного автора, состоит в том, чтобы читателю облегчить его труд и дать некоторые сведения о затрагиваемом здесь предмете исследования.

    Для начала я предлагаю читателю взглянуть, какие определения «тени» даются в современных энциклопедиях. В толковом словаре Кузнецова даются такие определения тени: «1. Тёмное отражение на чём-то, отбрасываемое предметом, освещённого с обратной стороны. 2. Дух умершего, или отсутствующего человека (по суеверным представлениям). 3. Места на лице, выделяющиеся более тёмным оттенком. 4. Косметическое средство для подкрашивания век. 5. Отражение внутреннего состояния (беспокойство, печали и т.п.). 6. Пространство, чем-либо защищённое от солнца. 7. Малейший признак, малейшая доля чего-либо, слабое подобие чего-либо».

    В энциклопедии символов В.М. Рошаля даётся такое определение тени: «Символ негативного начала, в противоположность положительному солнечному. У некоторых примитивных племён тень символизирует душу человека (здесь и далее выделено мной – В.Д.), то же – в колдовстве и заговорах. Попасть в тень другого человека – плохая примета». Но, цитируя здесь это определение, я бы хотел сделать оговорку. Автор здесь неточен, ибо противоположностью положительного солнечного начала (Света) будет не тень, а мрак (Тьма). Тень же не является ни Светом, ни Тьмой.

    Напомню читателю также выражение «бросать тень» (имеется в виду на кого-либо), которое знакомо каждому и означает вызывать сомнения в чьей-либо добропорядочности.

    Из приведённых толкований видно многозначное, а, иногда, и предрассудочное отношение человека к тени. Но даже эти толкования привлекают к себе внимание и дают пищу для размышлений. Размышляя, можно придти ко многим выводам, я же предлагаю вашему вниманию следующие:

    1. Понятие тени не подвергается чёткому, однозначному определению;

    2. Тень является информационным отпечатком какого-либо объекта;

    3. Тень разделяет свет с тьмой и даёт им содержание.

    Можно вспомнить также, что, практически у всех народов существовала Магия Теней. Тень можно было похитить, на тень делалась порча. У некоторых народов существовало поверье, что на тень живого человека наступать нельзя, иначе можно было причинить ему вред. По убеждениям древнейших египтян, человек обладал двумя душами (души Ка и Ах; гораздо позже, по мере развития цивилизации, в народе постепенно возникло убеждение, что душа Ба присуща и простому человеку, которая раньше была уделом богов, городов и фараонов), Именем и Тенью. Древние греки веровали в то, что после смерти человека его Тень отправляется в царство Плутона (Аид), почему это место по-другому и называлось «Страна Теней». Народы африканских племён считали, что когда человек умирает, то разрушаются его тело и Тень, а также покидает связывающий человека с божествами дух; на земле остаётся только душа, которая может интересоваться жизнью своих родственников и влиять на них, и когда-нибудь она может воплотиться в одном из потомков. В Библии описан эпизод с царём Саулом, который через посредство аэндорской волшебницы вызвал Тень пророка Самуила. Из последних примеров видно, что Тень в древности связывалась и с темой Смерти. В книге японского Мастера меча XVII века Миямото Мусаси («Книга пяти колец») в главе «Перемещение тени» указывается: «перемещение тени используется тогда, когда вы не видите духа противника. … В поединке с одним противником, если враг держит длинный меч сзади или со стороны, вы не можете разгадать его намерений. В этом случае изобразите атаку, и враг покажет вам свой длинный меч, полагая, что увидел ваш дух. Извлекая преимущества из того, что вы увидели, теперь вы можете уверенно победить его». Здесь под «тенью» Мусаси понимает намерение воина, или атакующий его дух.

    Эти все примеры я привожу только для того, чтобы читатель понял, что в древности люди придавали гораздо большее значение тени, чем это делает современник. Вы, наверное, обратили внимание, что в некоторых примерах я писал тень с маленькой буквы, а в других – с большой. Это связано с тем, что люди осознанно или не осознанно всегда разделяли простую тень (от материального объекта) и Тень – проявление духовной сущности.

    Так что же такое по вашему Тень? Предлагаю для заинтересовавшихся этим вопросом обсудить эту тему на форуме

    E-mail: paldm@ya.ru

Copyright © 2007, flurri@mail.ru



Hosted by uCoz